Сочинение по философии «Жизнь»

Не знаю, что ещё сюда написать сегодня. Выложу свою самостоятельную работу по философии. Я её написал, когда был студентом. Там у нас довольно странный преподаватель по философии был. У него были особенные требования к этой самостоятельной работе. Я тогда вроде их всех выполнил и сдал работу одним из первых.

 

ПЛАН:

  1. ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
  3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ (СДЕЛАННОЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ)
  4. УТОЧНЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  5. РЕШЕНИЕ УТОЧНЁННОЙ ЗАДАЧИ
  6. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 


1.    ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Человек издревле пытался понять, что такое жизнь. Этот вопрос не случайно занимает важную позицию. Некоторые науки пытаются ответить на него, но все их ответы дают лишь поверхностное, узкое представление об этом вопросе. Они не дают точного и полного ответа.

Человечество давно хотело найти жизнь на других планетах и установить контакт с другими разумными живыми существами. Этот поиск требует ясного и чёткого представления о жизни. Если не иметь полного понятия жизни, то вполне возможно, что мы найдём живое существо, но не сможем его идентифицировать, как нечто живое. Также данный вопрос имеет большую актуальность для каждого человека в отдельности. Понимание жизни может сыграть важную роль для принятия разумных решений.

Хотя нам и кажется, что мы всегда можем отличить живое от неживого, дать определение жизни окажется затруднительным. Да и действительно ли мы можем правильно отличить живое от неживого?

2.    ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Задачей данной работы является расшифровка понятия жизнь. Это означает, что в этой работе будет сделана попытка понять, чем живое отличается от неживого.

Также будет попытка выявить те признаки, которые присущи живому существу, определить, может ли жизнь существовать отдельно от материального мира или жизнь и материя является единым целым, и жизнь без материи невозможна. То есть, является ли тело живого существа лишь временным пристанищем жизни, а сама жизнь является чем-то другим и может существовать отдельно от тела, в которое она заключена. Иначе говоря, как необходимо понимать жизнь: как нечто материальное, или как нечто, не принадлежащее к материальному миру (существующее отдельно от него, возможно связанное с ним, принадлежащее миру «поля», «энергии» — чего-то другого).

3.    ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ (СДЕЛАННОЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ)

Галкин В. П. в своей работе «Проблемы современности Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений Контекстное учебное пособие к циклу: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» [1] говорит, что мы определяем жизнь, как свойство некоторой определённой области Вселенной. Он рассматривает жизнь, как свойство Солнечной системы, то есть жизнь в ограниченном её смысле: «Материя в своем движении принимает все возможные состояния. Жизнь (на Земле) — одно из свойств Солнечной системы.» Галкин В. П. в этой работе так же, рассматривает жизнь, как некие энергоинформационные или информационноэнергетические процессы. Далее он пытается пойти по формуле «содержание — форма — третья вещь«. Содержание — это материя. Форма — это сложная «органическая» молекула, то есть живой организм состоит из клеток, затем их «сообщество». И третье жизнь. То есть живой организм по его словам — это нечто состоящее из клеток. Затем он делает вывод: «жизнь — это форма форм.»

Платон в работе «Пир» [2] говорит, что в теле, чтобы оно стало живым должна появиться душа:

 

«- Тогда отвечай: что должно появиться в теле, чтобы оно было живым?

— Душа, — сказал Кебет.

— И так бывает всегда?

— А как может быть иначе? — спросил тот».

 

Душа бессмертна. Бессмертна, значит неуничтожима. Если бы холодное было бы неуничтожимым, то при приближении к нему огня оно бы отступало целое и невредимое. Ведь погибнуть оно не могло, но и не могло бы принять теплоту, оставаясь собой. Когда к человеку подступает смерть, то смертная его часть умирает, а бессмертная отходит, оставаясь целой и невредимой. Платон считал, что есть нечто противоположное жизни. Это смерть. Живое возникает из мёртвого.

В книге Чанышева «Курс лекций по древней философии» [3] говорится, что по мнению Анаксагора семена живых существ падают с неба на землю вместе с дождём. В этой книге также рассказывается о мнении Аристотеля на эту тему. По его мнению, тела не всегда наделены жизнью. Там говорится, что Аристотель даёт определение жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нём самом»

В более поздней работе, учебнике общей биологии Захарова В. Б. [4] говорится, что в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Соотношение элементов в живом и неживом неодинаково. В состав неживой природы наряду с кислородом входят в основном кремний, железо, магний, алюминий и т. д. В живых организмах большая часть химического состава приходится на углерод, кислород, азот, водород.

Однако в живых телах эти элементы участвуют в образовании сложных органических молекул, распространение которых в неживой природе иное. А также там говорится: «Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из неё вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности». В этом учебнике говорится, что все живые организмы имеют клеточное строение и способны к воспроизводству себе подобных, обладают наследственностью и способны к развитию. Ещё одна отличительная черта живых организмов — упадок, то есть смерть, которой завершается любое существование организма

4.    УТОЧНЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

В работах Галкина В. П. жизнь рассматривается как некоторое свойство Солнечной системы. Живой организм состоит из клеток. Ему свойственны энергоинформационные или информационноэнергетические процессы. Платон придерживается того, что живое состоит из духа (души, поля) и материи. Душа бессмертна. Аристотель и Захаров говорят, что жизнь — это всякое питание, рост и развитие тела. Уточним задачу. Теперь есть вопрос, что же является отличительным признаком живого душа или питание, рост и развитие? Если отличительным признаком является душа, то что является этой душой? Следующий вопрос, действительно ли у всякого живого существа большая часть химического состава приходится на углерод, кислород, азот, водород? Может ли живой организм состоять из абсолютно других веществ? Действительно ли все живые организмы имеют клеточное строение? То есть, может ли живой организм иметь неклеточное строение?

Основным вопросом остаётся вопрос о том, что же является отличительным признаком (или отличительными признаками) живого. Собственно, вполне возможно, что таких признаков нет. Хотя это не согласуются с тем, что мы как-то отличаем животных от, например, обыкновенного камня.

Правда, есть следующий вариант, что мы (люди) толком не понимаем, что такое живое существо, а просто некоторое количество объектов (например, человек, лось, олень, ёж, заяц, мышь) мы запомнили как живые, а затем при попытке узнать, является ли данный объект живым существом, мы пытаемся узнать, является ли данный объект тем, что мы помним, как живое.

И ещё одни вариант, что мы не понимаем, что такое живое существо, но помним внешние, поверхностные отличительные признаки, тех объектов, которые мы считаем живыми. Тогда при определении, является ли данный объект живым существом, мы ищем эти признаки у этого объекта. Если они находятся, то мы решаем, что это живой организм.

Если принадлежит, то мы делаем вывод, что этот объект является живым существом. В таком случае мы о понятии жизнь практически не имеем представления, и при появлении существа, действительно являющегося живым, но отличного от тех, что мы видели до этого, мы не сможем идентифицировать его как нечто живое.

На основе этого можно сформулировать следующий вопрос: правильно ли мы различаем живое и неживое.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

5.    РЕШЕНИЕ УТОЧНЁННОЙ ЗАДАЧИ

Для начала попытаемся дать определение жизни, то есть попытаемся написать, что же является отличительным признаком живого. Определение жизни, основанное на химическом составе можно сразу отбросить (если на нашей планете мы пока не обнаружили живых существ, основой химического состава которых являются другие вещества, например неорганические, то это ещё не значит, что таких организмов не существует). Рост организма опять таки не является обязательным (допустим, если ввести в мышонка специальный состав или каким-то другим образом остановить его рост, то он не перестанет быть от этого живым). Упадок организма тоже не является обязательным признаком живого организма, так как вполне возможно, что наше старение и смерть можно отвратить, если изменить некоторые гены. Утверждение о том, что для того, чтобы тело стало живым, в нём должна появиться душа, очень трудно опровергнуть. Собственно, с этим можно согласиться. Вполне возможно, что существует некоторая нематериальная субстанция, которая и делает некоторые предметы материального мира живыми.

То, что живые организмы состоят из отдельных клеток, кажется очевидным, поскольку всё живое, что мы (люди) видели на планете Земля, состоит из клеток. Но нетрудно представить живой организм, который не состоит из отдельных клеток, а является единым целым. Это скорее свойство жизни на Земле.

Остаётся принять, что жизнь — это форма существования энергии или материи (души или тела), в которой происходят энергоинформационные процессы, берущая из окружающего мира вещества, необходимые для жизнедеятельности, и отдающая результат их переработки. Тогда живое существо это — любой объект, обладающий жизнью. Так же в некотором смысле движение является свойством живого (так как энергоинформационные процессы это и есть в некотором роде движение).

Конечно, это определение очень расплывчато. Вполне возможно, что оно неверно, так как наши знания об окружающем мире неполны. Но полной лжи не бывает. Поэтому в этом определении есть что-то правдивое.

Теперь предположим, что каким-то образом нам удалось составить из молекул организм какого-либо животного. Будет ли он живым? Скорее всего, в нём чего-то будет недоставать. Этим что-то будет та информация, которая заложена в обычном животном, а также процессы по её обработке. Теперь предположим, что мы закачали необходимую информацию в созданное нами животное. Теперь получается, что созданный предмет является живым. Значит, мы создали живой организм. Но единственным нематериальным из того, что мы в него «включали» была информация. Значит ли это, что информация и есть душа?

Рассмотрим процесс закачки информации. При перекачке изменяется само животное, причём достаточно материально. То есть остаётся принять, что информация в живом организме — это нечто абстрактно выделенное из него. Значит, живой организм является чем-то исключительно материальным.

Однако, приведённый пример является слишком ограниченным. Он является верным в том случае, если всё, что существует материально. Если же может существовать что-то нематериальное, то этот пример не доказывает практически ничего.

По данному определению выходит, что робот, если в него вложить соответствующую программу, тоже является живым существом. Это не ошибка. Человек является живым существом. Это даже не надо доказывать. В робота можно вложить такую программу, что он будет мыслить и существовать так же как   и человек. Даже если у него будет программа, отличная от программы человека, он будет живым существом (это как раз и является примером живого существа, основными элементами которого не являются углерод, кислород, азот и водород). Тогда что же является душой робота? Единственный вариант, который можно предположить, что этой душой является программа, которая в него заложена (которая изменила его материальную часть).

То, что живое существо берёт из окружающего мира то, что необходимо для обеспечения жизнедеятельности, выходит из закона сохранения вещества и энергии. То есть если где-то убыло, то где-то должно прибыть. Эта часть определения не является обязательной для живого существа. Если встретиться объект, который подходит под определение живого существа, данное выше, кроме того, что он не берёт ничего из окружающего мира и ничего не отдаёт, то это будет нечто живое. Но если считать, что закон сохранения вещества и энергии выполняется, то это можно включить в свойства живого (потому что от этого ничего не изменится).

Теперь предположим, что живой организм внешне похож на камень (маленькую пирамиду, шар и так далее) и ничем не проявляет себя, то есть он не двигается. Сможем ли мы (люди) определить, что это нечто живое? Представим, что на космонавты высадились на другой планете с целью обнаружить на ней жизнь. Они выходят из своего корабля и видят: поверхность планеты абсолютно пустынна, и на ней лежат камни (пирамиды, шары…). Естественно, они даже не смогут предположить, что эти камни (пирамиды, шары…) и есть нечто живое. Они могут подумать, что их здесь разбросал какой-то живой организм и не более. То есть мы (люди) неправильно различаем живое и неживое.

Мнение Анаксагора о том, что семена живых существ падают с неба на землю вместе с дождём трудно опровергнуть. Наверное, он тут имел в виду то, что семена живых существ (значит Жизнь, неизвестно, материальная или нематериальная) разбросаны по Вселенной. Они падают на планеты и являются началами жизни. Тогда смерть живого существа происходит тогда, когда этим семенам «надоедает» находиться в определённом теле и они покидают его, каким-то образом уходя обратно.

Хотя, может быть, Анаксагор имел в виду то, что жизнь на Земле не зародилась, а была занесена на неё из космоса. Тогда это трудно привлечь к созданию определения жизни. В этом случае его высказывание даёт нам представление только о том, как зародилась жизнь на планете Земля, но не о том, что это такое.

6.    ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

Живой организм и неживое тело на самом мелком своём представлении, то есть по молекулярному и химическому составу, ничем не отличаются друг от друга

Итак, жизнь — это форма существования поля, энергии или материи (души или тела), в которой происходят энергоинформационные процессы, берущая из окружающего мира вещества, необходимые для жизнедеятельности, и отдающая результат их переработки. Причём то, что она берёт из окружающего мира вещества и отдаёт результат их переработки, не является обязательным, а лишь является дополнительным признаком, который может указать, что перед нами действительно проявление жизни.

Живой организм — это всё то, что обладает свойствами жизни.

Живым может являться то, что внешне неподвижно и непохоже на все остальные формы жизни. Следовательно, мы не всегда можем правильно определить, живой ли данный объект. Мы можем ошибиться, поскольку при определении, является ли данный объект живым, мы пользуемся не истинными признаками живого, а лишь внешними наиболее часто встречаемыми (для нас) проявлениями.

Но это не значит, что тот способ определения живого организма, которым мы пользуемся абсолютно неправильный. Этот способ при определённых условиях вполне приемлем. На планете Земля в большинстве случаев он даёт достоверный ответ, причём достаточно быстро. Но при поиске жизни на других планетах лучше не пользоваться им (хотя вполне возможно, что и там он может подойти).

Полученные выводы и определения могут подойти не только в нашем мире, где действуют известные нам законы. Их можно использовать и в других мирах (если они существуют), если они не очень сильно отличаются от нашего. Допустим, если в каком-то мире закон сохранения энергии не выполняется (приведён именно этот вариант, потому что его легче всего представить, хотя реально может быть (если может) такой мир, который мы совершенно не можем представить в силу ограниченности наших ресурсов (в данном случае нашего воображения)), данное определение жизни не перестанет действовать.

 

7.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галкин В.П. Проблемы современности Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений Контекстное учебное пособие к циклу: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  2. Платон «Пир»
  3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. —М.: Высш. школа, 1981. 374 с.
  4. Общая биология: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин.—5-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2002.— 624 с.: ил.

 

КОРЗИНА РАЗРАБОТЧИКА

Все тела во Вселенной состоят из одинаковых молекул. Возьмём две молекулы. Если все их последующие положения можно вычислить исходя их законов физики, то если взять все молекулы мира и по вышеупомянутым законам физики можно вычислить все их последующие координаты. Тогда получается, что всё в мире предопределено. Значит, все наши решения принимаем не мы, а просто так случайно сформировались молекулы. Значит, уже предопределены все решения людей, все события, происшествия. Значит, можно восстановить прошлое и предугадать будущее.

Является ли разум человека действительно самостоятельным. Если посмотреть анатомию, то все процессы в организме, все наши желания контролируются специальными веществами. Значит, от избытка или недостатка какого-либо вещества зависит то, куда завернёт наша мысль в следующий момент.

Вспомним анекдот:

 

«Встречаются две планеты. Одна спрашивает:

—Ну как жизнь?

—Нормально, только на мне люди завелись.

—Ничего, на мне тоже были. Скоро пройдёт»

 

В этом анекдоте планеты предстают как живые существа. А не является ли наша планета живой? Это вполне возможно. Процессы, происходящие в земле до конца не изучены. На сколько мне известно, существует мнение, что наша планета действительно является живым существом.

По мнению Анаксагора, семена живых существ падают с неба на землю вместе с дождём. Это утверждения вполне верно. Семена живых существ (бактерии, вирусы и так далее) могут сохраниться внутри метеоритов, упавших на нашу планету. Это не отрицают современные учёные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *