8 октября — день рождения Цветаевой Марины Ивановны

В этот день, 8 октября 1892 (26 сентября по юлианскому календарю), родилась Цветаева Марина Ивановна — русская поэтесса. Её отец, Цветаев Иван Владимирович, был учёным-филологом, профессором Московского университета, основавшим в дальнейшем Музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Её мать, Мария Александровна Мейн,  пианистка, ученица Рубинштейна, была  из обрусевшей польско-немецкой семьи.

Из-за болезни матери, которая страдала от чахотки, она подолгу жила в Италии, Швейцарии, Франции и Германии, так как врачи предписали лечение в мягком климате за границей. Летом 1906 года мать умерла в их доме в Тарусе.

Свою первую книгу стихов «Вечерний альбом» Цветаева опубликовала в 1910 году на свои собственные деньги. Её творчество заметили и одобрили такие известные поэты, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилев.

В 1911 году Марина Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, а в 1912 году вышла за него замуж и родила дочь Ариадну. В том же году она выпустила свой второй сборник стихов — «Волшебный фонарь».

В сентябре 1913 года скончался её отец, Цветаев Иван Владимирович. В тот же год выходит третий сборник стихов — «Из двух книг».

Весной 1917 года у Цветаевой и Эфрона родилась вторая дочь, которую назвали Ириной, которая умерла в возрасте трёх лет от истощения (была гражданская война). Муж Цветаевой в это время служил в рядах белой армии, и они почти не виделись.

14 июля 1921 года Марина Цветаева получила письмо от Сергея Эфрона. Тот прошёл с белой армией весь путь от начала до конца, остался жив и сейчас жил в Праге, где учился в Пражском университете.

На следующий год Марина Цветаева жила вместе с дочерью в Берлине в течение двух с половиной месяцев. Там она встретилась с мужем. Затем они три года жили в Чехии. Там у них родился сын Георгий.

В Чехии Цветаева завершила сборник стихов «Молодец». Также она работала над поэмами: «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов».

В 1925 году Цветаева переехала в Париж с детьми. Её муж заканчивал учёбу в Праге, а она пока поселилась у своих знакомых в бедной квартирке в таком же бедном районе. В последствии они с Эфроном часто переезжали в поисках дешёвого жилья. Она много писала, и её произведения печатали, но это едва покрывало самые необходимые расходы.

Во Франции Марина Цветаева с мужем Эфроном прожили тринадцать с половиной лет. Цветаева стала уже признанным поэтом. В парижских клубах устраивались её вечера. Туда приходили русские люди, оказавшиеся в эмиграции.

В 1928 году в Париже выходит её последний прижизненный сборник стихов — «После России».

В эмиграции Цветаева постоянно писала о России. Фактически она постоянно думала о том, стоит ли ей возвращаться. Но этот вопрос за неё решил Сергей Эфрон, которые очень сильно желал вернуться в Советский Союз. 15 марта 1937 года в СССР уехала её дочь, Ариадна. 10 октября 1937 — Сергей Эфрон.

12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Их семья устроилась жить в подмосковном Болшеве. 27 августа арестовали дочь, а 10 октября — Эфрона. Цветаева осталась одна с сыном. Они часто переезжали с места на место в Москве, и Цветаева постоянно ездила с передачами к дочери и мужу. Эфрона расстреляли 16 октября 1941 года, а Ариадну в 1955 году реабилитировали после 15 лет заключения.

Когда началась Великая Отечественная война, Цветаева была занята переводом Федерико Гарсиа Лорки. Работа прервалась. В августе 1941 года она с сыном уехала в эвакуацию в город Елабугу. Найти там работу оказалось ещё сложнее, чем в Москве. Цветаева собиралась перебраться в Чистополе, где в основном жили эвакуированные московские литераторы. Там должна была скоро открыться столовая, и Цветаева написала заявление с просьбой принять её туда посудомойкой.

31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась, оставив три записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну. Через три года на войне погиб сын Цветаевой Георгий.

Один комментарий к “8 октября — день рождения Цветаевой Марины Ивановны”

  1. Странно как-то, Сергей Эфрон был на стороне белых, а потом захотел уехать в СССР, к красным. Ежу понятно, что красные ему этого не простят, потому и расстреляли. Жили бы в эмиграции и не тужили бы, не сидится некоторым однако…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *